I. Оценка риска, определение риск-аппетита и лимитирование риска
Для идентификации риск-факторов, сбора открытой позиции и количественной оценки рыночных рисков прежде всего необходимо назначить ответственное подразделение (как правило, казначейство либо другое подразделение в соответствии со структурой компании и решением менеджмента).
1.2.1. Для идентификации рыночных рисков ответственному подразделению необходимо:
- Назначить ответственного работника по идентификации риск-факторов как в существующих договорах и операциях, так и в планируемых к совершению;
- Проанализировать документы и операции в разрезе операционной, финансовой и инвестиционной деятельности на предмет выявления источников рыночного риска и признаков наличия рыночных рисков. Основные источники рыночных рисков, а также ключевые признаки их наличия указаны в пунктах 2.1.3.4 – 2.1.3.9 Приложения 1;
- Точно определить момент возникновения и прекращения действия рыночных рисков, которые в дальнейшем будут учтены при количественной оценке.
1.2.2. В рамках сбора открытой позиции ответственному подразделению необходимо:
- Назначить ответственного работника / ответственных работников по расчету открытой позиции;
- Определить формат отчетности расчетов открытой позиции (с разбивкой на риск-факторы: валютные пары, процентные ставки, сырьевые товары, сроки, сторону открытой позиции по каждому риску);
- Установить периодичность расчетов для обеспечения своевременности обновления открытой позиции;
- Определить ответственного/ответственных по контролю за расчетами открытой позиции и методологией формирования открытой позиции. Подробнее подход к расчету открытой позиции описан в разделе 2.2. Приложения 1.
1.2.3. Для проведения количественной оценки риска ответственному подразделению необходимо:
- Назначить ответственного работника / ответственных работников для проведения количественной оценки риска и актуализации модели количественной оценки;
- Определить формат отчетности по количественной оценке и частоту осуществления количественной оценки рыночных рисков;
- Выбрать подходящие методы (анализ чувствительности / сценарный анализ / симуляционный анализ) и параметры моделей для количественной оценки, согласовать и отразить их в регламентирующем документе (например, в методологии оценки рыночных рисков). Подробнее подход к выбору метода описан в п. 2.3.1.2 Приложения 1 и в таблице 2.9 Приложения 2;
- Построить модель в соответствии с выбранным методом анализа для осуществления оценки риска на коротком (в пределах 1–3 месяцев), среднем (от 3 месяцев до 1 года) и длинном горизонте (1 год и далее). Подробнее порядок построения модели количественной оценки описан в пп. 2.3.1.7. – 2.3.1.10. и разделах 2.3.2., 2.3.3., 2.3.4. Приложения 1.
1.2.4. Для определения и утверждения риск-аппетита необходимо:
- Назначить ответственное функциональное подразделение для подготовки материалов для принятия решения исполнительным менеджментом или акционерами в части риск-аппетита компании;
- Ответственным работникам выявить факторы, влияющие на определение уровня риск-аппетита (стратегические цели, требования регулятора и др.);
- Акционерам и/или исполнительному менеджменту определить оптимальный баланс upside (участие в росте цены актива) и потерь от реализации рисков на основании анализа результатов количественной оценки, и установить риск-аппетит;
- Формализовать риск-аппетит в виде регламентирующего документа компании – Заявления о риск-аппетите;
- Утвержденный риск-аппетит отразить в устанавливаемых лимитах на рыночные риски;
- Исполнительному и функциональному менеджменту обеспечивать интеграцию риск-аппетита в ключевые бизнес-процессы и управленческие задачи компании;
- Установить периодичность и формат отчетности для Совета директоров и исполнительного менеджмента для регулярного отслеживания соответствия деятельности компании риск-аппетиту, определить условия для пересмотра уровня риск-аппетита.
Подробнее подход к определению и порядку установления риск-аппетита описан в разделе 3.1. Приложения 1 к настоящей методологии.
1.2.5. Для установления лимитов на рыночные риски, соответствующих риск-аппетиту, необходимо:
- Назначить ответственных работников функционального менеджмента и соответствующие функциональные подразделения ответственными за расчет и формализацию лимитов на рыночные риски;
- Определить подход к каскадированию риск-аппетита и, в зависимости от этого, структуру системы лимитов (общий лимит / лимиты по конкретным рискам / лимиты по структурным подразделениям);
- Определить финансовые показатели, на которые должен быть установлен лимит;
- Произвести расчет лимитов на рыночные риски и утвердить рассчитанные лимиты на уровне Совета директоров или исполнительного менеджмента;
- Зафиксировать утвержденные лимиты на рыночные риски в регламентирующих документах компании;
- Определить периодичность и формат отчетности для контроля исполнительным менеджментом соблюдения установленных лимитов;
- Установить КПЭ исполнительного менеджмента и структурных подразделений, ответственных за процесс управления рыночными рисками, по соблюдению лимитов на рыночные риски;
- Определить периодичность пересмотра лимитов на рыночные риски.
Подробнее подход к определению и порядку установления риск-аппетита описан в разделе 3.2. Приложения 1 к настоящей методологии.
II. Разработка стратегии управления рисками
1.2.6. В рамках выбора способа реагирования на рыночные риски необходимо осуществить следующие действия:
- Исполнительному менеджменту по результатам анализа бизнес-контекста, доступности финансовых инструментов, риск-аппетита, а также количественной оценки рыночных рисков принять решение о допустимом перечне мер реагирования на рыночные риски;
- Зафиксировать во внутренних регламентирующих документах метод (методы) управления рыночными рисками, допустимые к использованию в компании: принятие, исключение, передача (хеджирование), снижение, повышение, а также уровень принятия решения о выборе метода из перечня допустимых;
- В случае активного управления рыночными рисками путем передачи риска (т. е. заключения хеджирующих сделок в соответствии с утвержденной стратегией):
- регулярно принимать решение о необходимости заключения хеджирующих сделок или ее отсутствии на основании количественной оценки риска;
- нести ответственность как за заключение, так и за незаключение хеджирующих сделок.
- Определить периодичность и условия пересмотра способа реагирования на рыночные риски.
Подробнее подход к выбору методов управления рыночными рисками описан в разделе 5.1. Приложения 1 к настоящей методологии.
1.2.7. Для выбора стратегии управления рыночными рисками необходимо:
- Назначить ответственных работников среди функционального менеджмента и соответствующих функциональных подразделений для разработки стратегии управления рыночными рисками;
- Определить конкретные методы управления рыночными рисками для каждого источника рыночного риска;
- В случае выбора хеджирования в качестве способа реагирования на рыночные риски необходимо:
- определить инструменты хеджирования, допустимые к использованию согласно риск-аппетиту, и доступные на рынке (биржевом или внебиржевом);
- произвести количественную оценку эффекта от хеджирования с учетом стоимости инструментов;
- выбрать инструменты, их параметры и комбинации на основании сравнения результатов количественной оценки эффекта по снижению рыночного риска (с учетом стоимости и доступности инструментов) до установленного уровня;
- установить лимиты хеджирования рыночных рисков;
- определить условия для начала хеджирования рыночных рисков;
- выбрать контрагентов для сделок хеджирования и подписать RISDA или другие рамочные соглашения;
- Разработать стратегию управления рыночными рисками по результатам произведенных оценок с учетом бухгалтерских, налоговых, юридических аспектов применения инструментов в стратегии, а также особенностей организационной структуры компании (структура стратегии приведена в п. 1.3.4. Приложения 1 к настоящей методологии);
- Определить периодичность и условия пересмотра стратегии управления рыночными рисками.
Подробнее подход к разработке стратегии управления рыночными рисками описан в разделах 5.1. – 5.6. Приложения 1 к настоящей методологии.
III. Разработка операционной модели и регламентация
1.2.8. Для разработки/изменения бизнес-процесса управления рыночным рисками необходимо:
- Определить ответственных работников функционального менеджмента и функциональных подразделений для разработки и контроля выполнения процесса управления рыночными рисками;
- Включить в процесс контрольные процедуры и определить ответственных за их исполнение;
- Установить КПЭ по процессу управления рыночными рисками и периодичность их выполнения.
Подробнее подход к разработке процесса управления рыночными рисками описан в разделе 1.2. Приложения 1 к настоящей методологии.
1.2.9. В рамках разработки/изменения нормативных документов в части управления рыночными рисками необходимо:
- Назначить ответственных работников в соответствующих функциональных подразделениях для разработки нормативных документов;
- Утвердить нормативные документы, регламентирующие процесс управления рыночными рисками, на уровне Совета директоров и акционера или исполнительного менеджмента (в соответствии с внутренним порядком утверждения документов различного уровня);
- Определить периодичность и условия пересмотра регламентирующих документов.
Структуры нормативных документов, регламентирующих процесс управления рыночными рисками, приведены в пп. 1.3.3. – 1.3.7. Приложения 1 к настоящей методологии.
IV. Исполнение и контроль сделок хеджирования
1.2.10. Для осуществления сделок хеджирования необходимо:
- Назначить ответственных работников в соответствующих функциональных блоках для заключения сделок хеджирования и установить им авторизационные лимиты (в рамках разработки и регламентации процесса управления рыночными рисками);
- До непосредственного заключения сделок ответственным работникам проверить наличие следующих данных:
- утвержденного риск-аппетита и лимитов на риск,
- результатов моделирования (например, модель CF@R) будущих денежных потоков под риском,
- информации по хеджируемым потокам: даты возникновения риска, величина риска,
- наличие ISDA/RISDA и достаточного уровня ликвидности (если ПФИ требует оплаты премии).
- До непосредственного заключения сделок ответственным работникам проверить наличие следующих документов:
- утвержденных внутренних документов, определяющих правила хеджирования (политика, стратегия, регламент и методика),
- генерального соглашения о срочных сделках на финансовых рынках (ISDA/RISDA),
- налоговой справки-обоснования по планируемым сделкам хеджирования (признать сделку хеджирующей);
- В соответствии с критериями, установленными в финансово-кредитной политике компании или другом внутреннем нормативном документе, произвести выбор контрагентов для заключения хеджирующих сделок;
- Определить условия для досрочного прекращения операции хеджирования.
Подробнее порядок заключения хеджирующих сделок описан в разделе 6 Приложения 1 к настоящей методологии.
1.2.11. В рамках осуществления процесса управления рыночными рисками работникам соответствующих функциональных подразделений необходимо вести бухгалтерский и налоговый учет сделок хеджирования в соответствии с используемым стандартом бухгалтерской и финансовой отчетности.
1.2.12. Мониторинг рыночных рисков осуществляется функциональным подразделением, ответственным за выполнение идентификации и количественной оценки рыночного риска:
- Регулярность осуществления мониторинга и количественной оценки рыночного риска зависит от материальности риска и волатильности рыночного фактора риска и фиксируется в регламентирующем нормативном документе – регламенте и стратегии управления рыночными рисками.
1.2.13. Исполнительный и функциональный менеджмент в соответствии с утвержденной в компании частотой мониторинга риска регулярно осуществляет контроль эффективности реализации процесса по управлению рыночными рисками и принимает решение о необходимости пересмотра стратегии управления рыночными рисками.
1.2.14. Компаниям рекомендуется применять централизованную модель управления рыночными рисками: владельцем процесса является головная компания, процесс исполняется самой компанией и/или структурными подразделениями головной компании. По сравнению с децентрализованной моделью (большая автономия дочерних обществ, в том числе в части самостоятельного управления рыночными рисками) она обладает следующими преимуществами:
- управление консолидированной позицией группы, единый подход к определению эффективности реализуемых мер по управлению рыночными рисками;
- снижение транзакционных издержек;
- снижение трудозатрат.
1.2.15. Для целей соответствия полномочий работников уставным документам и должностным обязанностям и контроля уровня риска требуется разработать систему лимитов (авторизационную матрицу в разрезе ролей/должностей).
1.2.16. Для снижения рисков, как преднамеренных (мошеннических), так и непреднамеренных (человеческий фактор), необходимо внедрить контрольные меры: разделение ответственности и «принцип четырех глаз».
- Принцип разделения ответственности означает, что выполнение действий в рамках бизнес-процесса и контроль за качеством исполнения действий в рамках бизнес-процесса должны производиться структурно независимыми подразделениями, то есть процесс идентификации и исполнения сделок по управлению риском не должен выполняться тем же подразделением, которое уполномочено проводить ежегодную оценку эффективности функционирования системы управления риском.
- «Принцип четырех глаз»: наличие исполнителя и проверяющего (контролирующего).