1.3. Регламентация процесса

1.3.1. Компании требуется разработать внутренние методологические и организационно-распорядительные документы, регламентирующие организацию и осуществление процесса управления рыночными рисками (далее – регламентирующие документы). Регламентирующие документы могут быть разработаны и утверждены как на уровне компании в целом, так и на уровне отдельных структурных подразделений. Регламентирующие документы могут иметь постоянное или временное действие, для документов временного действия необходимо указывать подход к их пересмотру.

1.3.2. Ниже приведен пример иерархии регламентирующих документов (также представлено в Таблице 1.1 в Приложении 2). Допустимо разработать один или несколько регламентирующих документов (возможно отличие названий и содержания конкретного документа), при этом необходимо, чтобы они включали в себя описание всех указанных в пунктах 1.4.3.-1.4.7. элементов системы управления рыночными рисками:

  • политика,
  • стратегия,
  • регламент,
  • методика,
  • управленческая отчетность.

1.3.3. Политика – это регламентирующий документ, определяющий цели, задачи и основные принципы процесса управления рыночными рисками. Политика должна включать в себя следующие разделы:

  • «Общие положения», который фиксирует:
    • цели данного документа (например, обеспечение единого подхода к организации процесса управления рыночными рисками в части определения рыночных рисков в деятельности компании, методов их оценки, мероприятий, направленных на минимизацию рыночных рисков, порядка их контроля, отчетности и мониторинга);
    • задачи, решаемые для достижения целей данного документа (например, классификация рыночных рисков, установление принципов их идентификации и методов их оценки; постановка целей и определение условий применения инструментов хеджирования рыночных рисков; распределение функциональной ответственности между участниками процесса управления рыночными рисками),
    • процессы и подпроцессы, регламентируемые данным документом;
    • область действия документа (например, по уровню – головная компания / дочерние компании; по департаментам; по уровню работников – менеджеры всех уровней / менеджеры высшего звена и т. д.; по видам рисков, которые рассматриваются);
    • период действия документа;
    • ответственные за разработку данного документа;
    • порядок утверждения данного документа;
    • порядок внесения изменений в данный документ;
  • «Функциональные полномочия участников процесса по управлению рыночными рисками», который фиксирует:
    • участников процесса по управлению рыночными рисками и зоны их ответственности;
  • «Определение, идентификация и оценка рыночных рисков», который фиксирует:
    • используемую терминологию в части рыночных рисков, рассматриваемых в рамках данной Политики;
    • источники рассматриваемых рисков;
    • подходы к идентификации рассматриваемых рисков;
    • подходы к оценке рассматриваемых рисков;
  • «Система лимитов», который фиксирует:
    • понятие риск-аппетита;
    • подход к определению риск-аппетита;
    • подход и ответственных к лимитированию рисков;
  • «Подход к управлению рыночными рисками», который фиксирует:
    • допустимые методы управления для каждого из рассматриваемых рисков;
    • допустимые контрагенты и инструменты управления рыночными рисками;
    • уровень, на котором необходимо управлять рыночными рисками (например, на уровне группы, отдельных дочерних обществ);
  • «Формирование отчетных документов по управлению рыночными рисками», который фиксирует:
    • состав отчетности для мониторинга величины рыночных рисков для предоставления на уровне акционеров и Совета директоров;
    • порядок формирования и представления отчетности.

1.3.4. Стратегия – это внутренний нормативный документ, определяющий, каким образом, в каком объёме, посредством использования каких подходов и инструментов возможно управление открытой позицией для достижения необходимых результатов по минимизации рыночных рисков. Стратегия должна включать в себя следующие разделы:

  • «Общие положения», который фиксирует:
    • цель данного документа (например, определение способа, объема и инструментов хеджирования открытой позиции для достижения необходимых результатов по минимизации рыночных рисков компании);
    • область действия документа (например, по уровню – головная компания / дочерние компании; по департаментам; по уровню работников – менеджеры всех уровней / менеджеры высшего звена и т. д.; по видам рисков, которые рассматриваются);
    • период действия документа;
    • порядок утверждения данного документа;
    • порядок внесения изменений в данный документ;
  • «Хеджируемые риски», который фиксирует:
    • перечень хеджируемых рисков;
    • цели управления каждым видом рыночного риска;
    • установленные лимиты на каждый рыночный риск в соответствии с риск-аппетитом;
    • подход к расчету объемов хеджирования;
  • «Подход к управлению рыночными рисками», который фиксирует:
    • выбранный компанией подход к управлению рыночными рисками;
    • перечень используемых инструментов хеджирования;
    • момент заключения хеджирующих сделок;
    • срок и объем сделок хеджирования;
  • «Оценка эффективности стратегии управления рыночными рисками», который фиксирует:
    • ключевые показатели эффективности стратегии управления рыночными рисками и состав отчетности для мониторинга величины рыночных рисков для предоставления на уровне исполнительного и функционального менеджмента.

1.3.5. Регламент – это организационно-распорядительный документ, содержащий пошаговое описание процесса управления рыночными рисками в части определения рыночных рисков, принципов и методов их оценки, мероприятий, направленных на минимизацию рыночных рисков, порядка их контроля, отчетности и мониторинга. Регламент должен включать в себя следующие разделы:

  • «Общие положения», который фиксирует:
    • цели данного документа (например, обеспечение единого подхода к организации процесса управления рыночными рисками компании в части определения рыночных рисков в деятельности компании, принципов и методов их оценки, мероприятий, направленных на минимизацию рыночных рисков, порядка их контроля, отчетности и мониторинга);
    • задачи, решаемые для достижения целей данного документа (например, определение условий и порядка организации процесса управления рыночными рисками; установление базовых ограничений и критериев эффективности хеджирования; распределение функциональной ответственности между участниками процесса хеджирования рисков; установление порядка контроля и мониторинга эффективности хеджирования);
    • процессы и подпроцессы, регламентируемые данным документом;
    • период действия документа;
    • ответственные за разработку данного документа;
    • порядок утверждения данного документа;
    • порядок внесения изменений в данный документ;
  • «Распределение полномочий и ответственности за реализацию бизнес-процесса (матрица RACI)», который фиксирует:
    • участников процесса, их полномочия и ответственность;
  • «Схема бизнес-процесса управления рыночными рисками», который фиксирует:
    • этапы процесса управления рыночными рисками;
    • шаги процесса (в рамках этапов), ответственные исполнители, сроки выполнения процесса, информационные потоки и потоки данных;
  • «Матрица рисков и контролей процесса», который фиксирует:
    • для каждого риска выполнения процесса — контрольную процедуру и исполнителя контроля.

1.3.6. Методика – это регламентирующий документ, определяющий принципы, описывающий практические подходы к оценке рыночного риска и оценке эффективности мер по управлению рыночными рисками — в целях обеспечения единой методологии процесса управления рыночными рисками. Методика должна включать в себя следующие разделы:

  • «Общие положения», который фиксирует:
    • период действия документа;
    • ответственных за разработку данного документа;
    • порядок внесения изменений в данный документ;
    • порядок утверждения данного документа;
    • область действия документа (например, по уровню – головная компания / дочерние компании; по департаментам; по уровню работников (менеджеры всех уровней / менеджеры высшего звена и т. д.); по видам рыночных рисков, которые рассматриваются);
    • цели данного документа (например, определение принципов и обеспечение единой методологии процесса управления рыночными рисками компании);
  • «Алгоритм количественной оценки рыночных рисков», который фиксирует:
    • порядок сбора и использования данных для целей хеджирования;
    • источники внешних и внутренних данных и их форматы;
    • математический аппарат, необходимый для проведения оценки, и основные допущения, используемые в модели;
    • процесс моделирования;
    • порядок интерпретации результатов моделирования.

1.3.7. Управленческая отчетность – это внутренняя отчетность компании, отражающая результаты мер по управлению рыночными рисками. Управленческая отчетность должна включать в себя следующие показатели (но не ограничиваться ими):

  • размер открытой позиции по рыночному риску с различной декомпозицией на уровне страны, юридического лица, бизнес-направления и др., до и после применения инструментов хеджирования;
  • лимиты хеджирования в сравнении с объемами заключенных сделок;
  • результат по исполненным сделкам хеджирования;
  • переоценка инструментов хеджирования;
  • рыночные и прогнозные данные;
  • утилизация лимитов на банк / размер вариационной маржи;
  • утилизация лимитов на инструмент хеджирования.
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x