1.3.1. Компании требуется разработать внутренние методологические и организационно-распорядительные документы, регламентирующие организацию и осуществление процесса управления рыночными рисками (далее – регламентирующие документы). Регламентирующие документы могут быть разработаны и утверждены как на уровне компании в целом, так и на уровне отдельных структурных подразделений. Регламентирующие документы могут иметь постоянное или временное действие, для документов временного действия необходимо указывать подход к их пересмотру.
1.3.2. Ниже приведен пример иерархии регламентирующих документов (также представлено в Таблице 1.1 в Приложении 2). Допустимо разработать один или несколько регламентирующих документов (возможно отличие названий и содержания конкретного документа), при этом необходимо, чтобы они включали в себя описание всех указанных в пунктах 1.4.3.-1.4.7. элементов системы управления рыночными рисками:
- политика,
- стратегия,
- регламент,
- методика,
- управленческая отчетность.
1.3.3. Политика – это регламентирующий документ, определяющий цели, задачи и основные принципы процесса управления рыночными рисками. Политика должна включать в себя следующие разделы:
- «Общие положения», который фиксирует:
- цели данного документа (например, обеспечение единого подхода к организации процесса управления рыночными рисками в части определения рыночных рисков в деятельности компании, методов их оценки, мероприятий, направленных на минимизацию рыночных рисков, порядка их контроля, отчетности и мониторинга);
- задачи, решаемые для достижения целей данного документа (например, классификация рыночных рисков, установление принципов их идентификации и методов их оценки; постановка целей и определение условий применения инструментов хеджирования рыночных рисков; распределение функциональной ответственности между участниками процесса управления рыночными рисками),
- процессы и подпроцессы, регламентируемые данным документом;
- область действия документа (например, по уровню – головная компания / дочерние компании; по департаментам; по уровню работников – менеджеры всех уровней / менеджеры высшего звена и т. д.; по видам рисков, которые рассматриваются);
- период действия документа;
- ответственные за разработку данного документа;
- порядок утверждения данного документа;
- порядок внесения изменений в данный документ;
- «Функциональные полномочия участников процесса по управлению рыночными рисками», который фиксирует:
- участников процесса по управлению рыночными рисками и зоны их ответственности;
- «Определение, идентификация и оценка рыночных рисков», который фиксирует:
- используемую терминологию в части рыночных рисков, рассматриваемых в рамках данной Политики;
- источники рассматриваемых рисков;
- подходы к идентификации рассматриваемых рисков;
- подходы к оценке рассматриваемых рисков;
- «Система лимитов», который фиксирует:
- понятие риск-аппетита;
- подход к определению риск-аппетита;
- подход и ответственных к лимитированию рисков;
- «Подход к управлению рыночными рисками», который фиксирует:
- допустимые методы управления для каждого из рассматриваемых рисков;
- допустимые контрагенты и инструменты управления рыночными рисками;
- уровень, на котором необходимо управлять рыночными рисками (например, на уровне группы, отдельных дочерних обществ);
- «Формирование отчетных документов по управлению рыночными рисками», который фиксирует:
- состав отчетности для мониторинга величины рыночных рисков для предоставления на уровне акционеров и Совета директоров;
- порядок формирования и представления отчетности.
1.3.4. Стратегия – это внутренний нормативный документ, определяющий, каким образом, в каком объёме, посредством использования каких подходов и инструментов возможно управление открытой позицией для достижения необходимых результатов по минимизации рыночных рисков. Стратегия должна включать в себя следующие разделы:
- «Общие положения», который фиксирует:
- цель данного документа (например, определение способа, объема и инструментов хеджирования открытой позиции для достижения необходимых результатов по минимизации рыночных рисков компании);
- область действия документа (например, по уровню – головная компания / дочерние компании; по департаментам; по уровню работников – менеджеры всех уровней / менеджеры высшего звена и т. д.; по видам рисков, которые рассматриваются);
- период действия документа;
- порядок утверждения данного документа;
- порядок внесения изменений в данный документ;
- «Хеджируемые риски», который фиксирует:
- перечень хеджируемых рисков;
- цели управления каждым видом рыночного риска;
- установленные лимиты на каждый рыночный риск в соответствии с риск-аппетитом;
- подход к расчету объемов хеджирования;
- «Подход к управлению рыночными рисками», который фиксирует:
- выбранный компанией подход к управлению рыночными рисками;
- перечень используемых инструментов хеджирования;
- момент заключения хеджирующих сделок;
- срок и объем сделок хеджирования;
- «Оценка эффективности стратегии управления рыночными рисками», который фиксирует:
- ключевые показатели эффективности стратегии управления рыночными рисками и состав отчетности для мониторинга величины рыночных рисков для предоставления на уровне исполнительного и функционального менеджмента.
1.3.5. Регламент – это организационно-распорядительный документ, содержащий пошаговое описание процесса управления рыночными рисками в части определения рыночных рисков, принципов и методов их оценки, мероприятий, направленных на минимизацию рыночных рисков, порядка их контроля, отчетности и мониторинга. Регламент должен включать в себя следующие разделы:
- «Общие положения», который фиксирует:
- цели данного документа (например, обеспечение единого подхода к организации процесса управления рыночными рисками компании в части определения рыночных рисков в деятельности компании, принципов и методов их оценки, мероприятий, направленных на минимизацию рыночных рисков, порядка их контроля, отчетности и мониторинга);
- задачи, решаемые для достижения целей данного документа (например, определение условий и порядка организации процесса управления рыночными рисками; установление базовых ограничений и критериев эффективности хеджирования; распределение функциональной ответственности между участниками процесса хеджирования рисков; установление порядка контроля и мониторинга эффективности хеджирования);
- процессы и подпроцессы, регламентируемые данным документом;
- период действия документа;
- ответственные за разработку данного документа;
- порядок утверждения данного документа;
- порядок внесения изменений в данный документ;
- «Распределение полномочий и ответственности за реализацию бизнес-процесса (матрица RACI)», который фиксирует:
- участников процесса, их полномочия и ответственность;
- «Схема бизнес-процесса управления рыночными рисками», который фиксирует:
- этапы процесса управления рыночными рисками;
- шаги процесса (в рамках этапов), ответственные исполнители, сроки выполнения процесса, информационные потоки и потоки данных;
- «Матрица рисков и контролей процесса», который фиксирует:
- для каждого риска выполнения процесса — контрольную процедуру и исполнителя контроля.
1.3.6. Методика – это регламентирующий документ, определяющий принципы, описывающий практические подходы к оценке рыночного риска и оценке эффективности мер по управлению рыночными рисками — в целях обеспечения единой методологии процесса управления рыночными рисками. Методика должна включать в себя следующие разделы:
- «Общие положения», который фиксирует:
- период действия документа;
- ответственных за разработку данного документа;
- порядок внесения изменений в данный документ;
- порядок утверждения данного документа;
- область действия документа (например, по уровню – головная компания / дочерние компании; по департаментам; по уровню работников (менеджеры всех уровней / менеджеры высшего звена и т. д.); по видам рыночных рисков, которые рассматриваются);
- цели данного документа (например, определение принципов и обеспечение единой методологии процесса управления рыночными рисками компании);
- «Алгоритм количественной оценки рыночных рисков», который фиксирует:
- порядок сбора и использования данных для целей хеджирования;
- источники внешних и внутренних данных и их форматы;
- математический аппарат, необходимый для проведения оценки, и основные допущения, используемые в модели;
- процесс моделирования;
- порядок интерпретации результатов моделирования.
1.3.7. Управленческая отчетность – это внутренняя отчетность компании, отражающая результаты мер по управлению рыночными рисками. Управленческая отчетность должна включать в себя следующие показатели (но не ограничиваться ими):
- размер открытой позиции по рыночному риску с различной декомпозицией на уровне страны, юридического лица, бизнес-направления и др., до и после применения инструментов хеджирования;
- лимиты хеджирования в сравнении с объемами заключенных сделок;
- результат по исполненным сделкам хеджирования;
- переоценка инструментов хеджирования;
- рыночные и прогнозные данные;
- утилизация лимитов на банк / размер вариационной маржи;
- утилизация лимитов на инструмент хеджирования.