5.2.1. Стратегия хеджирования рыночных рисков должна соответствовать риск-аппетиту компании и установленным лимитам и детально раскрывать выбранный подход к управлению рыночными рисками и принятию решения о хеджировании, регламентировать момент заключения сделок хеджирования и их ключевые условия, такие как: инструменты, сроки и объемы хеджирования.
5.2.2. В рамках управления рыночными рисками выделяют два типа стратегий хеджирования: статические и динамические.
5.2.3. Статические стратегии хеджирования – четкое исполнение алгоритма заключения сделок хеджирования в определенные моменты времени с заранее определенными инструментами, видами базового актива, объемами и сроками хеджирования вне зависимости от изменения внешних и внутренних факторов. Применимы для хеджирования денежных потоков с заранее определёнными параметрами (объемы, сроки), например, расходных статей. Как правило, компании с низким аппетитом к риску применяют такие стратегии. Статические стратегии хеджирования, в отличие от динамических, являются более простыми для внедрения и использования.
5.2.4. Примерами статических стратегий хеджирования являются:
- Хеджирование с использованием «роллинга»[1]: хеджирование объема открытой позиции будущих месяцев в текущем месяце. Например, на Рисунке 1 стрелки показывают, что:
- 100% позиции Апреля захеджировано сделкой, заключенной в Январе;
- 100% позиции Мая — сделкой, заключенной в Феврале;
- 100% позиции Июня — сделкой, заключенной в Марте.

- Хеджирование слоями: хеджирование объема открытой позиции будущих месяцев на протяжении нескольких месяцев с увеличением коэффициента хеджирования по мере приближения к дате денежного потока (т. е. «добор» объема хеджирования до заданного объема). Например, на Рисунке 2 показано, что в трех месяцах будущего квартала целевой объем хеджирования составляет 60% и осуществляется в три этапа:
- 30% объема месяца t хеджируется сделкой, заключенной в месяце t-5 (бордовая стрелка);
- 20% объема месяца t хеджируется сделкой, заключенной в месяце t-4 (розовые стрелки);
- 10% объема месяца t хеджируется сделкой, заключенной в месяце t-3 (желтые стрелки).
Таким образом, объем хеджирования в каждом месяце представляет из себя набор объемов (слоев) из объемов, заключенных в каждом из трех прошедших месяцев, и в каждом месяце заключаются объемы (слои) на будущие периоды:
- в Январе заключаются сделки для хеджирования:
- 10% открытой позиции Апреля;
- 20% открытой позиции Мая;
- 30% открытой позиции Июня.
- в Феврале заключаются сделки для хеджирования:
- 10% открытой позиции Мая;
- 20% открытой позиции Июня;
- в Марте заключаются сделки для хеджирования:
- 10% открытой позиции Июня.

5.2.5. Динамические стратегии хеджирования – исполнение алгоритмов заключения сделок хеджирования, различающихся в зависимости от значений внешних и внутренних триггеров, определенных стратегией: может меняться объем и срок заключения сделок хеджирования, а также применяться различные инструменты хеджирования, разрешенные стратегией. Как правило, компании с более высоким аппетитом к риску применяют такие стратегии, поскольку они позволяют компаниям участвовать в рынке при благоприятном движении цены и зафиксировать денежные потоки при движении в обратную сторону. При резком существенном изменении рыночного фактора может отсутствовать возможность исполнить стратегию («прошли» триггер).
Пример динамической стратегии:
Компания хеджирует цену продажи нефти. Стратегия хеджирования позволяет определить целевые объемы хеджирования на основании сравнения форвардных значений цены на товар на момент анализа и исторических значений цены (максимальное и среднее значения цены за последние 6 месяцев). Лимит по целевому объему хеджирования составляет 50% месячного объема продажи нефти.
Стратегия позволяет управлять объемами хеджируемой позиции, а в соответствии с ними и сроком хеджирования. Объем хеджирования находится в обратной зависимости от срока хеджирования – чем больше срок, тем меньше объем.
Уровень форвардной цены | Общий объем захеджированной позиции хеджирования от месячного объема продаж | Срок |
<= Средней цены за 6 мес. | 0% (нет хеджирования) | не применимо |
> Средней цены за 6 мес. | 12% | до 3 месяцев |
7% | до 6 месяцев | |
> Максимальной цены за 6 мес. | 30% | до 3 месяцев |
12% | до 6 месяцев |
Цель такой стратегии – достижение наилучшей цены с учетом хеджирования части открытой позиции. Таким образом, при тенденции цены на нефть к увеличению, объем позиции увеличивается для обеспечения высокой прибыльности. При обратном тренде объем хеджируемой позиции на месяцы М+3 и М+6 уменьшаются по сравнению с захеджированной позицией в месяцах, когда цена была выше максимальной, с целью страхования части позиции от дальнейшего снижения цены на нефть.
[1] От английского rolling – перекатить