5.2. Типы стратегий хеджирования

5.2.1. Стратегия хеджирования рыночных рисков должна соответствовать риск-аппетиту компании и установленным лимитам и детально раскрывать выбранный подход к управлению рыночными рисками и принятию решения о хеджировании, регламентировать момент заключения сделок хеджирования и их ключевые условия, такие как: инструменты, сроки и объемы хеджирования.

5.2.2. В рамках управления рыночными рисками выделяют два типа стратегий хеджирования: статические и динамические.

5.2.3. Статические стратегии хеджирования – четкое исполнение алгоритма заключения сделок хеджирования в определенные моменты времени с заранее определенными инструментами, видами базового актива, объемами и сроками хеджирования вне зависимости от изменения внешних и внутренних факторов. Применимы для хеджирования денежных потоков с заранее определёнными параметрами (объемы, сроки), например, расходных статей. Как правило, компании с низким аппетитом к риску применяют такие стратегии. Статические стратегии хеджирования, в отличие от динамических, являются более простыми для внедрения и использования.

5.2.4. Примерами статических стратегий хеджирования являются:

  • Хеджирование с использованием «роллинга»[1]: хеджирование объема открытой позиции будущих месяцев в текущем месяце. Например, на Рисунке 1 стрелки показывают, что:
    • 100% позиции Апреля захеджировано сделкой, заключенной в Январе;
    • 100% позиции Мая — сделкой, заключенной в Феврале;
    • 100% позиции Июня — сделкой, заключенной в Марте.
Рисунок 1. Хеджирование с использованием роллинга
Рисунок 1. Хеджирование с использованием роллинга
  • Хеджирование слоями: хеджирование объема открытой позиции будущих месяцев на протяжении нескольких месяцев с увеличением коэффициента хеджирования по мере приближения к дате денежного потока (т. е. «добор» объема хеджирования до заданного объема). Например, на Рисунке 2 показано, что в трех месяцах будущего квартала целевой объем хеджирования составляет 60% и осуществляется в три этапа:
    • 30% объема месяца t хеджируется сделкой, заключенной в месяце t-5 (бордовая стрелка);
    • 20% объема месяца t хеджируется сделкой, заключенной в месяце t-4 (розовые стрелки);
    • 10% объема месяца t хеджируется сделкой, заключенной в месяце t-3 (желтые стрелки).

Таким образом, объем хеджирования в каждом месяце представляет из себя набор объемов (слоев) из объемов, заключенных в каждом из трех прошедших месяцев, и в каждом месяце заключаются объемы (слои) на будущие периоды:

  • в Январе заключаются сделки для хеджирования:
    • 10% открытой позиции Апреля;
    • 20% открытой позиции Мая;
    • 30% открытой позиции Июня.
  • в Феврале заключаются сделки для хеджирования:
    • 10% открытой позиции Мая;
    • 20% открытой позиции Июня;
  • в Марте заключаются сделки для хеджирования:
    • 10% открытой позиции Июня.
Рисунок 2. Хеджирование слоями
Рисунок 2. Хеджирование слоями

5.2.5. Динамические стратегии хеджирования – исполнение алгоритмов заключения сделок хеджирования, различающихся в зависимости от значений внешних и внутренних триггеров, определенных стратегией: может меняться объем и срок заключения сделок хеджирования, а также применяться различные инструменты хеджирования, разрешенные стратегией. Как правило, компании с более высоким аппетитом к риску применяют такие стратегии, поскольку они позволяют компаниям участвовать в рынке при благоприятном движении цены и зафиксировать денежные потоки при движении в обратную сторону. При резком существенном изменении рыночного фактора может отсутствовать возможность исполнить стратегию («прошли» триггер).

Пример динамической стратегии:

Компания хеджирует цену продажи нефти. Стратегия хеджирования позволяет определить целевые объемы хеджирования на основании сравнения форвардных значений цены на товар на момент анализа и исторических значений цены (максимальное и среднее значения цены за последние 6 месяцев). Лимит по целевому объему хеджирования составляет 50% месячного объема продажи нефти.

Стратегия позволяет управлять объемами хеджируемой позиции, а в соответствии с ними и сроком хеджирования. Объем хеджирования находится в обратной зависимости от срока хеджирования – чем больше срок, тем меньше объем.

Уровень форвардной ценыОбщий объем захеджированной позиции хеджирования от месячного объема продажСрок
<= Средней цены за 6 мес.0% (нет хеджирования)не применимо
> Средней цены за 6 мес.12%до 3 месяцев
7%до 6 месяцев
> Максимальной цены за 6 мес.30%до 3 месяцев
12%до 6 месяцев
Таблица 5. Пример динамической стратегии хеджирования

Цель такой стратегии – достижение наилучшей цены с учетом хеджирования части открытой позиции. Таким образом, при тенденции цены на нефть к увеличению, объем позиции увеличивается для обеспечения высокой прибыльности. При обратном тренде объем хеджируемой позиции на месяцы М+3 и М+6 уменьшаются по сравнению с захеджированной позицией в месяцах, когда цена была выше максимальной, с целью страхования части позиции от дальнейшего снижения цены на нефть.


[1] От английского rolling – перекатить

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x