5. Разработка и пересмотр стратегии управления рыночными рисками
5.1. Методы управления

5.1.1. С целью сохранения величины рыночных рисков в пределах установленных лимитов, по результатам количественной оценки рыночных рисков компании должны определить и зафиксировать во внутренних регламентирующих документах метод (методы) управления рыночными рисками, допустимые к использованию в компании: принятие, исключение, передача (хеджирование), снижение, повышение[1].

5.1.2. Принятие риска – это метод управления риском, который не предполагает активных действий / мероприятий по управлению риском, но обязательно включает мониторинг и контроль уровня риска. Данный метод применяется в случае, если компанию удовлетворяет существующий уровень риска или когда дополнительные мероприятия по управлению рисками экономически необоснованны.

5.1.3. Исключение риска – это метод управления риском, который предполагает прекращение деятельности в той области, которая создает риск. Данный метод применяется в случае, если компания не смогла определить ответные меры, которые позволили бы снизить риск до приемлемого уровня, или если данные меры не являются экономически целесообразными. Решение исключить риск в компаниях принимается на уровне акционеров и Совета директоров (например, стратегические решения о направлениях внешнеэкономической деятельности), исполнительного менеджмента (например, отказ от коммерческого контракта) или функционального менеджмента (например, отказ от заключения финансового инструмента, несущего рыночный риск).

5.1.4. Передача риска – это метод управления риском, который предполагает передачу третьим лицам деятельности, сопряженной с риском, или передачу самого риска или его части. Распространенные меры включают хеджирование рыночных рисков, аутсорсинг специализированным поставщикам услуг, приобретение страховых продуктов.

Инструменты, используемые применительно к управлению рыночными рисками:

  • управление коммерческими условиями договоров;
  • ПФИ.

5.1.5. Снижение риска – это метод управления риском, который предполагает внедрение мер по снижению вероятности и/или воздействия риска. Среди таких мер может быть диверсификация продукции, реорганизация бизнес-процессов и т. д.

Инструменты, используемые применительно к управлению рыночными рисками:

  • натуральное хеджирование;
  • обратная корреляция между рыночными факторами риска внутри денежных потоков;
  • бухгалтерский метод «учет хеджирования по МСФО».

5.1.6. Повышение риска – это метод управления риском, который подразумевает увеличение позиции под риском для достижения более высоких показателей (возврат на инвестиции, выручка, норма доходности и т. д.). Такими мерами могут быть, например, более агрессивные стратегии роста выручки, увеличение объема спекулятивных операций (трейдинг).

5.1.7. Исполнительный менеджмент должен принять решение по выбору мер реагирования на риски с учетом следующих факторов[2]:

  • бизнес-контекст: меры реагирования на риски выбираются или адаптируются к отрасли, географическому положению, нормативно-правовой среде, операционной модели или другим факторам;
  • доступность финансовых инструментов: выбор мер реагирования зависит от того, какие финансовые инструменты доступны компаниям и какие у них параметры (срок, объемы, базовые активы и т. д.);
  • затраты и выгоды: ожидаемые затраты и выгоды должны быть соизмеримы с уровнем и приоритетностью риска. Ввиду ограниченности ресурсов компании должны учитывать целесообразность управления рисками при высоких затратах и низком уровне влияния на снижение риска;
  • обязательства и ожидания: реагирование на риски соответствует общепринятым отраслевым стандартам, ожиданиям заинтересованных сторон и соответствует миссии и видению компании;
  • уровень риска: количественная оценка риска и его влияние на финансовые показатели;
  • приоритет риска: приоритет, присвоенный риску в зависимости от уровня влияния на ключевые финансовые показатели;
  • риск-аппетит акционера;
  • остаточный риск: соответствует ли величина остаточного риска после реализации мер по управлению риском установленному лимиту.

[1] В соответствии с принципом 13 концепции COSO

[2] В соответствии с принципом 13 концепции COSO

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x